РАС - расстройство аутистического спектра
Рекомендации по развитию внимания
Художественные и анимационные фильмы об аутизме
Всероссийский инклюзивный фестиваль
Информационные ресурсы для родителей с детьми РАС
Отчет о проведенных мероприятиях
Всероссийский инклюзивный фестиваль #ЛюдиКакЛюди
в рамках Всероссийской недели распространения информации об аутизме
31 марта – 04 апреля 2025
Ежегодный Всероссийский инклюзивный фестиваль #ЛюдиКакЛюди пройдет с 31 марта по 04 апреля 2025 года в рамках Всероссийской недели распространения информации об аутизме.
Основная цель фестиваля #ЛюдиКакЛюди – популяризация доказательных практик, создание условий для взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Официальный сайт фестиваля: https://2april.ru/.
Информационные ресурсы для родителей с детьми РАС
Литература для родителей с детьми с РАС
- Сошинский С.А. Зажечьсвечу. История аутичного ребенка.–М.:РОО
«Образование и здоровье», 2005.
- Владимирова Н.В. История без обложки. Мой любимый Андрюшка – М.: Дорога в мир, 2014.
- Саксонов Д., Юдина Т. Мы здесь. Из родительского опыта воспитания и обучения ребенка с расстройством аутистического спектра – М.: 2016
- Кэтрин Моррис. Услышать голос твой (в интернете)
- Коллинз, Пол. Даже не ошибка. Отцовское путешествие в таинственную историю аутизма / Пол Коллинз. – М.: Теревинф, 2013. – 236 с.
- Кицмаришвили Нонна. С самого начала…: простая история непростого ребенка. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 159 с.
Интернет-ресурсы
-
- Сайт «Ассоциация комплексной коррекционной помощи»: http://www.corhelp.ru/poleznye-materialy/
- Сайт фонда «Выход»:http://outfund.ru/
- Сайт Федерального ресурсного центра по аутизму: http://www.autism-frc.ru/
- Журнал«Аутизм и нарушения развития»:http://psyjournals.ru/autism/
- Статьи и материалы по АВА-подходу: http://autism-aba.blogspot.ru/
- Статьи по широкому кругу вопросов, связанных с РАС, переведенные с английского языка: http://specialtranslations.ru/
Автобиографические книги людей с аутизмом
- Уильямс Д. Никто нигде: удивительная автобиография аутичной девочки – М.: Теревинф, 2013. – 240 с.
- Грэндин Т.,Скариано М. Отворяя двери надежды – М.: Центр лечебной педагогики, 1999. – 228 с.
- Юханссон И.Особое детство–М.:Центр лечебной педагогики, 2001. – 168 с.
- Дилигенский Н.Слово сквозь безмолвие (в интернете)
- Шор С.За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера – М. : Наш солнечный мир, 2014.
Феномен аутизма
в современной культуре– художественные кинокартины:
- Алиса Рекунова «Жизнь среди людей»
- Марти Леймбах «Дэниел молчит»
- Человек дождя (США,1988) : https://rutube.ru/video/b2ce4316d4480d440fe4d1720a78ace7/
- Бен Икс(Бельгия,Нидерланды,2009)
- Темпл Грэндин (США,2010)
- Адам(США, 2009)
- Что съедает Гилберта Грейпа(США, 1993)
- Особенные (Франция,2019)
Об аутизме
2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Сегодня родителям часто приходится слышать, что у их ребенка аутизм. Аутизмом называют расстройства и выраженный дефицит эмоций и сферы общения. Слово «аутизм» обозначает ушедшего в себя человека, или человека внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек с трудом проявляет свои эмоции, с трудом начинает речевое обращение с окружающими. Действия зачастую не находят понимания у других людей.
Аутизм — неврологическое расстройство, при котором снижается способность устанавливать эмоциональный контакт, общаться и развиваться социуме. Аутизм очень распространенное нарушение. Проблема детского аутизма является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных — по приблизительной оценке, распространённость расстройств аутистического спектра составляет 6 на 1000 человек, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.
Причины аутизма тесно связаны с генами, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо изменения в них.
Аутизму свойственны многообразные устойчивые проявления, как правило, без ремиссий. Признаки детского аутизма проявляются в возрасте до трёх лет, но зачастую родители замечают первые тревожные моменты в поведении и развитии раньше. Младенцы с аутизмом реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. У детей с аутизмом отмечается более позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения. Ребенок редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека. В возрасте от трёх до пяти лет такие дети не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на их эмоции, подражать чужому поведению. Более взрослые дети с расстройствами аутистического спектра хуже справляются с задачами на распознавание лиц и эмоций. Симптомы обычно сохраняются и у взрослых, зачастую в смягчённой форме.
ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ:
- низкая стрессоустойчивость, часто расстраиваются, плачут, кричат;
- не проявляют инициативу;
- стереотипичны в действиях;
- трудно выражают свои желания, предпочтения, им сложно поддерживать разговор;
- своеобразные речевые интонации, мимика, движения;
- наивность, не учитывают обратную связь в общении, не понимают подтекста, юмора;
- трудно сосредоточить и удержать внимание, сложно контролировать свое поведение;
- недостаточно целостное представление о себе и о событиях своей жизни (отдельные яркие впечатления);
- фрагментарность в представлениях о мире.
-
Несмотря на то, что ребёнку с аутизмом можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма.
Основные усилия должны быть направлены на следующее:
- коррекция нарушений поведения
- медико-психологическая терапия
- семейная терапия
-
Опыт коррекционно-развивающих занятий специалистов с детьми с РАС доказывает их высокую эффективность. Дети учатся выражать свои желания и эмоции, выстраивать общение в другими детьми и взрослыми, искать свое место в обществе. Вне зависимости от степени проявления расстройства, все дети с таким диагнозом нуждаются в развивающих и обучающих программах, коррекционных занятиях с логопедами, дефектологами, психологами. Ранние и последовательные усилия специалистов и родителей по формированию проявлений спектра эмоций и закреплению навыков социального взаимодействия ребенок приводят к максимально успешной социализации в дальнейшем.
РАС Тестирование онлайн
Тест M-CHAT-R позволяет определить степень риска расстройств аутистического спектра у детей в возрасте 16-30 месяцев.
При ответах на тест родителям необходимо учитывать обычное поведение ребенка. Если описанное в тесте поведение было замечено несколько раз, но обычно оно не свойственно, необходимо выбрать вариант ответа "Нет".
Пройти тест по ссылке https://test.autism.help/
Результаты теста носят предположительный характер и не могут быть использованы для самостоятельной постановки диагноза.
В случаях получения высокой или средней степени риска по результатам тестирования для более качественной диагностики необходимо обращение к врачу-неврологу и прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.