РАС - расстройство аутистического спектра

План РАС

Рекомендации по развитию внимания

Художественные и анимационные фильмы об аутизме

Об аутизме

РАС Тестирование онлайн

Всероссийский инклюзивный фестиваль

Информационные ресурсы для родителей с детьми РАС

Отчет о проведенных мероприятиях

Всероссийский инклюзивный фестиваль #ЛюдиКакЛюди

в рамках Всероссийской недели распространения информации об аутизме

31 марта – 04 апреля 2025

 

Ежегодный Всероссийский инклюзивный фестиваль #ЛюдиКакЛюди пройдет с 31 марта по 04 апреля 2025 года в рамках Всероссийской недели распространения информации об аутизме.

Основная цель фестиваля #ЛюдиКакЛюди – популяризация доказательных практик, создание условий для взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Официальный сайт фестиваля: https://2april.ru/.

Информационные ресурсы для родителей с детьми РАС

 

Литература для родителей с детьми с РАС

 

  • Сошинский С.А. Зажечьсвечу. История аутичного ребенка.–М.:РОО

«Образование и здоровье», 2005.

  • Владимирова Н.В. История без обложки. Мой любимый Андрюшка – М.: Дорога в мир, 2014.
  • Саксонов Д., Юдина Т. Мы здесь. Из родительского опыта воспитания и обучения ребенка с расстройством аутистического спектра – М.: 2016
  • Кэтрин Моррис. Услышать голос твой (в интернете)
  • Коллинз, Пол. Даже не ошибка. Отцовское путешествие в таинственную историю аутизма / Пол Коллинз. – М.: Теревинф, 2013. – 236 с.
  • Кицмаришвили Нонна. С самого начала…: простая история непростого ребенка. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 159 с.

 

Интернет-ресурсы

 

Автобиографические книги людей с аутизмом

  • Уильямс Д. Никто нигде: удивительная автобиография аутичной девочки – М.: Теревинф, 2013. – 240 с.
  • Грэндин Т.,Скариано М. Отворяя двери надежды – М.: Центр лечебной педагогики, 1999. – 228 с.
  • Юханссон И.Особое детство–М.:Центр лечебной педагогики, 2001. – 168 с.
  • Дилигенский Н.Слово сквозь безмолвие (в интернете)
  • Шор С.За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера – М. : Наш солнечный мир, 2014.

Феномен аутизма

в современной культурехудожественные кинокартины:

 

  • Алиса Рекунова «Жизнь среди людей»
  • Марти Леймбах «Дэниел молчит»
  • Человек дождя (США,1988) : https://rutube.ru/video/b2ce4316d4480d440fe4d1720a78ace7/
  • Бен Икс(Бельгия,Нидерланды,2009)
  • Темпл Грэндин (США,2010)
  • Адам(США, 2009)
  • Что съедает Гилберта Грейпа(США, 1993)
  • Особенные (Франция,2019)

    Об аутизме

     

    2 апреля -  Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

     

    Сегодня родителям часто приходится слышать, что у их ребенка аутизм. Аутизмом называют расстройства и выраженный дефицит эмоций и сферы общения. Слово «аутизм» обозначает ушедшего в себя человека, или человека внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек с трудом проявляет свои эмоции, с трудом начинает речевое обращение с окружающими. Действия зачастую не находят понимания у других людей.

    Аутизм неврологическое расстройство, при котором снижается способность устанавливать эмоциональный контакт, общаться и развиваться социуме. Аутизм очень распространенное нарушение. Проблема детского аутизма является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных  по приблизительной оценке, распространённость расстройств аутистического спектра составляет 6 на 1000 человек, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.

    Причины аутизма тесно связаны с генами, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо изменения в них.

    Аутизму свойственны многообразные устойчивые проявления, как правило, без ремиссий. Признаки детского аутизма проявляются в возрасте до трёх лет, но зачастую родители замечают первые тревожные моменты в поведении и развитии раньше. Младенцы с аутизмом реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. У детей с аутизмом отмечается более позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения. Ребенок редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека. В возрасте от трёх до пяти лет такие дети не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на их эмоции, подражать чужому поведению. Более взрослые дети с расстройствами аутистического спектра хуже справляются с задачами на распознавание лиц и эмоций. Симптомы обычно сохраняются и у взрослых, зачастую в смягчённой форме. 

     

    ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ:

     

  • низкая стрессоустойчивость, часто расстраиваются, плачут, кричат;   
  • не проявляют инициативу;
  • стереотипичны в действиях;
  • трудно выражают свои желания, предпочтения, им сложно поддерживать разговор;
  • своеобразные речевые интонации, мимика, движения;
  • наивность, не учитывают обратную связь в общении, не понимают подтекста, юмора;
  • трудно сосредоточить и удержать внимание, сложно контролировать свое поведение;
  • недостаточно целостное представление о себе и о событиях своей жизни (отдельные яркие впечатления);
  • фрагментарность в представлениях о мире.
  • Несмотря на то, что ребёнку с аутизмом можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма.

    Основные усилия должны быть направлены на следующее:

  • коррекция нарушений поведения
  • медико-психологическая терапия
  • семейная терапия 
  • Опыт коррекционно-развивающих занятий специалистов с детьми с РАС доказывает их высокую эффективность. Дети учатся выражать свои желания и эмоции, выстраивать общение в другими детьми и взрослыми, искать свое место в обществе. Вне зависимости от степени проявления расстройства, все дети с таким диагнозом нуждаются в развивающих и обучающих программах, коррекционных занятиях с логопедами, дефектологами, психологами. Ранние и последовательные усилия специалистов и родителей по формированию проявлений спектра эмоций и закреплению навыков социального взаимодействия ребенок приводят к максимально успешной социализации в дальнейшем.

    РАС Тестирование онлайн

     

     

    Тест M-CHAT-R позволяет определить степень риска расстройств аутистического спектра у детей в возрасте 16-30 месяцев.

    При ответах на тест родителям необходимо учитывать обычное поведение ребенка. Если описанное в тесте поведение было замечено несколько раз, но обычно оно не свойственно, необходимо выбрать вариант ответа "Нет".

     

    Пройти тест по ссылке https://test.autism.help/

     

    Результаты теста носят предположительный характер и не могут быть использованы для самостоятельной постановки диагноза.

    В случаях получения высокой или средней степени риска по результатам тестирования для более качественной диагностики необходимо обращение к врачу-неврологу и прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?